Оказывается, понимать агрессию однозначно как что-то устрашающее и разрушающее – неправильно! Агрессия – не зло, а внутренняя энергия, направленная на удовлетворение личных желаний и потребностей, а также на самозащиту. Человек, умеющий правильно распоряжаться своей агрессией, осознающий её как импульс не к разрушению, а к достижению желаемого или созиданию, будет доволен своей жизнью.
Другое дело, когда агрессия, а вместе с ней и эмоции, подавляются!
«В случае подавления агрессии при воспитании – гиперопеке или гипоопеке, физическом или психологическом насилии – защитным механизмом ребёнка или подростка срабатывает вытеснение, которое становится причиной аутоагрессии или агрессии против самого себя», – говорит психотерапевт.
Эмоции связаны с агрессией, поэтому если ребёнку запрещать выражать своё отношение к происходящему, вместе с подавленной агрессией это приведёт его к аутоагрессивному (самоповреждающему) поведению. Есть две формы такого поведения – несуицидальное и суицидальное.
Первое опасно тем, что, находясь в состоянии тревожности и эмоциональном напряжении, ребёнок начинает причинять себе физическую боль, как бы наказывая себя и снимая стресс. Помимо этого, у него может появляться расстройство пищевого поведения, он может употреблять наркотики и/или алкоголь.
Опасность же второго кроется в том, что кризисное состояние может привести ребёнка к депрессии: от лёгкой, при которой наблюдается тревожность, – до средней и тяжёлой, что может привести к суицидальным мыслям и даже к попыткам суицида.
Подозрительные сигналы в поведении ребёнка или подростка требуют дальнейшего обследования и наблюдения. «Так как мы имеем дело со средой, в первую очередь необходимо выявлять причину формирования суицидального поведения (родители, школа, школьное пространство), – говорит специалист. –Школьный психолог работает с ребёнком и одновременно подключает родителей или социальные службы для устранения причин формирования такого поведения. Более того, если есть необходимость, должно применяться стационарное лечение. Воздействие на симптоматику бессмысленно. Только изменение окружающей среды подростка может снизить невротизацию личности и улучшить её состояние».
Текст подготовила: Анджела Гафурова