Юлия Валерьевна Соболева,
директор МБУ «Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»
АНТИСУИЦИДАЛЬНО НАСТРОЕНЫ
«Не говори ерунды!», «Хватит мной манипулировать!» или ещё хуже – «Ну-ну, посмотрим!» – от таких фраз подросток, находящийся в суицидальном настроении, может впасть в ещё большее отчаяние, ведь говорящий совсем не воспринимает всерьёз его слова и переживания! А между тем, окружающие должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания и соответствующей помощи. Директор МБУ «Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» Юлия Валерьевна Соболева уверена: распознать суицидальное поведение можно. И обучать этому следует всех участников образовательных отношений – детей, их родителей, учителей и остальных работников школы. Вместе с ней мы узнавали о шагах Центра в данном направлении.

«Часто родители не понимают, с чем связано поведение их ребёнка и не знают, куда можно обратиться. Поэтому важно научить их азам подростковой психологии для общения со своими детьми, для налаживания контакта с ними», – говорит Юлия Валерьевна. Для этого у Центра есть свой RuTube-канал, на котором папы и мамы могут посмотреть различные гайды от ведущих специалистов-превентологов. К примеру, как может проявляется суицидальное поведение у ребёнка, чем отличается желание привлечь к себе внимание от намерения совершить суицид, что можно и что нельзя говорить и делать родителям, когда во время конфликта ребёнок угрожает таким исходом, что делать, если ребёнок уже предпринял попытку суицида и куда обращаться.


Педагоги и все работники школы также должны чётко понимать, на какие особенности в поведении подростков необходимо обращать внимание и что делать в самой экстренной ситуации. Для них Центром разработана инструкция «Педагогическая зоркость», где отмечены суицидальные маркеры, то есть сигналы или знаки, по которым можно понять о намерении школьника совершить суицид. К примеру, подозрительные подписки и посты в соцсетях, повреждение кожных покровов, резкая смена поведения и прочее.


«Важно, чтобы сами школьники умели подходить к этой проблеме максимально ответственно. Например, знали, что делать, если твой лучший друг, находящийся в трудной жизненной ситуации, вдруг озадачил «необычным» заявлением или намекает об этом? Или что делать, если у твоего одноклассника «на лицо» все признаки суицидального поведения? А ещё знать, куда обращаться в случае физического насилия или буллинга. С этой целью Центром реализуется тренинговая программа «Мои ресурсы». Все материалы находятся в открытом доступе в сети Интернет на сайте Центра», – обращает внимание Юлия Валерьевна и призывает со всей серьёзностью включаться в профилактическую работу как взрослых, так и детей.


Для подростка с суицидальными мыслями любая неожиданно протянутая рука может оказаться «спасительной веточкой».


Текст подготовила: Анджела Гафурова