Анастасия Александровна Деменева,
неонатолог, педиатр, консультант по грудному вскармливанию
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ МАМЫ: ВЗГЛЯД НЕОНАТОЛОГА
У всех народов и во все времена материнство считалось святой обязанностью женщин. Матерей восхваляли поэты, художники и мудрецы. Но портрет матери из века в век очень сильно отличается. О современных мамах рассуждает Анастасия Александровна Деменева – неонатолог, педиатр, консультант по грудному вскармливанию.

Современная мама сегодня – какая она? Проводились многочисленные исследования психологами, социологами, маркетологами для выявления особенностей современных матерей. И хотя они очень разные и по характеру, и по взглядам, и по уровню жизни, образования и воспитания, ритму жизни, но есть общие тенденции:


  • Отдвигается возраст наступления беременности и рождения ребёнка;
  • Используются репродуктивные технологии;
  • Тяжело протекают беременность, роды и послеродовый период;
  • Много матерей недоношенных детей, детей-инвалидов;
  • Большинству женщин приходится быть многозадачными;
  • Современная мама – высокотехнологичная: легко использует компьютер, телефон, планшет и различные новшества для облегчения домашнего труда и воспитания детей;
  • Социальные сети и интернет стали неотъемлемой частью в воспитании и развитии детей, общении с друзьями и родными;
  • Современные мамы пытаются достичь баланса в карьере, реализовать себя и свои возможности, стараются быть финансово независимыми;
  • Всё чаще привлекаются папы в воспитании и уходе за детьми.

Когда женщина становится мамой, её привычный мир меняется кардинально. Она сталкивается с реальностью и испытывает не только любовь, но и усталость, скуку, гнев, раздражение, отчаяние. Это делает реальных матерей уязвимыми, депрессивными, подавленными. Они слышат в свой адрес обвинения в несовершенстве, в не соответствии образу «хорошей матери и жены».


Кроме того, у современных женщин обилие очень разносторонней и разрозненной информации. Кормить грудью и смесью? Самостоятельное засыпание, укачивание или засыпание на груди мамы? Совместный сон, отдельная кровать или детская комната? Гулять в первый месяц жизни или сидеть дома? Когда и как начинать прикорм? Во всех этих многочисленных вопросах новоиспеченной мамы разобраться очень сложно.


А ведь, как известно, какая мама – такой и ребёнок. Этот факт многократно подтверждался исследованиями не только на животных, но и на людях. Первое исследование мозга на людях, в ходе которого подтвердилась симбиотическая связь мозга матери и ребёнка, проводилось в Кембриджском университете.

Использовался метод двойной ЭЭГ. Было доказано, что сознание матери и ребёнка может работать совместно, объединившись в подобие сети. Мозг синхронизирует волны при взаимодействии. И уровень связи варьируется в зависимости от эмоционального состояния мамы: когда она выражает больше положительных эмоций, её мозг намного лучше контактирует с мозгом ребенка. Этот эффект известен как межличностная нейронная связь. Он помогает малышу учиться и развиваться.


Также есть примеры клинических случаев о взаимодействии мамы, ребенка и врача. Женщина, 39 лет. 4-й ребёнок, отказ от всего, доношенный, но маловесный – 2450 г. Грудь сосёт хорошо, активно, но не долго. Кормила всех детей грудью до 2,5-3 лет. Женщина считала, что врачи пытаются навредить ей и ребёнку, получить какие-то выгоды. Не слушала советы, делала так, как делала раньше. Эффекта нет, молоко не приходит, и ребёнок получает патологическую убыль веса 15,5 %, на этом фоне развивается неонатальная желтуха. Необходима фототерапия и докорм. И уже когда встал вопрос о инфузионной терапии (капельницы) – многочисленные беседы дали результат. Женщина начала давать докорм смесью, выполняла советы для становления лактации. Всё получается, перешли на докорм сцеженным молоком. Ребёнок прибывает в весе, дефицит восстанавливался, лучше и активнее сосёт, фототерапия на этом фоне стала возможной. Приходит молоко, докорм убирается. Женщина ушла домой на полном грудном вскармливании.


Таким образом, для спокойствия мамы и ребёнка необходим грамотный специалист, которому женщина сможет доверять, который сможет уделить достаточно времени не только на осмотр и назначение лечения или профилактики, но и ответить на все вопросы.


Часто на построение таких доверительных отношений, на устранение её страхов, сомнений не хватает времени и сил. Поэтому можно и нужно подключать всех возможных, необходимых женщине и ребёнку специалистов с их ресурсами (неонатологов, консультантов по ГВ и послеродовому восстановлению, психологов, массажистов, узких специалистов). Всех объединяет одна большая общая цель – вырастить физически, психически, эмоционально здорового человека. Пусть ребёнок получит всё необходимое для своего гармоничного роста и развития.