– Насколько велик интерес школьников к медицинским специальностям?
– С каждым годом интерес к медицинской профессии всё больше и больше возрастает. Люди поняли, что нужно заботиться о своём здоровье, они повернулись к себе, начали задумываться о своём будущем. Раньше в медицинские вузы поступал совсем небольшой процент выпускников, сегодня ситуация обратная, даже несмотря на то, что теперь поступить в медицинский вуз сложнее: количество мест уменьшается, а количество желающих увеличивается. Если посмотреть на моих выпускников прошлого года, то из 9 сдававших экзамен 7 человек поступили в академию им. Вагнера. В этом году из 20 учеников профильного класса 15 собираются в медицинские университеты.
– При поступлении в университет, какие профили выбирают ребята?
–Прежде всего, они обращают внимание на потенциально высокооплачиваемые профессии. Они выбирают лечебный факультет – там есть широкое разнообразие более узких профилей. Выбирают стоматологическое направление. Меньше всего идут на педиатрический факультет – это, скорее всего, связано со страхом перед ребёнком, ведь он не скажет, что у него болит, а может, – осознание огромной ответственности перед маленьким человеком.
Юноши уходят преимущественно в хирургию, ортопедию – выбирают специальность, где нужна выносливость и сильные нервы. Девушки выбирают гинекологию, акушерство, косметологию.
Многие мои ученики уходят после 9-го класса в медицинские колледжи, получают среднее специальное образование и дальше поступают в медакадемию. Так они хотят проверить, подходит им медицина или нет. А в университете с фельдшерским образованием им будет учиться, конечно, легче.
Выпускники Надежды Яковлевны поступают в ведущие медицинские вузы России: РНИМУ им. Пирогова (г. Москва), ПМГМУ им. Сеченова (г. Санкт-Петербург), Казанский государственный медицинский университет, Уральский государственный медицинский университет (г. Екатеринбург), ПГМУ им. ак. Вагнера (г. Пермь).
– С какими основными сложностями встречаются ребята при поступлении и обучении в университете?
– Самое непростое – успешно сдать ЕГЭ по биологии. В последние годы именно этот экзамен считается самым сложным. Также студенты зачастую не обладают должными навыками самостоятельной работы, они не подготовлены к ведению конспектов лекций, написанию курсовых и дипломных работ – в школе учителя не обращают должного внимания на развитие самостоятельности у учеников.
Помимо этого, много вопросов возникает при выборе факультета. Например, вступительных баллов хватает для зачисления на один факультет, а изначально хотелось на другой. В таком случае ребята поступают, какое-то время учатся и разочаровываются. За этим следует отчисление, потому что никто не объясняет первокурсникам, что у них есть возможность перевода на другой факультет. Некоторые – пересдают ЕГЭ и поступают на следующий год, однако тенденция к этому за последние 10 лет снизилась. Сейчас же при непоступлении ребята скорее меняют решение и переходят в другую специальность – совершенно иную, не связанную с медициной.
– Если ЕГЭ – ключ к поступлению, как ребёнку к нему подготовиться, не разоряя родителей на онлайн-школы и репетиторов?
– Обычно я веду детей с 5-го класса и вплоть до 11-го. Постепенно я приглядываюсь к ним, замечаю тех, кто выделяется. Этих ребяток я привлекаю к участию в олимпиадах, проведению исследований, работе на базе «Кванториума», понемногу даю дополнительные задания и материал для изучения.
Так, к 8-му классу формируется костяк из 10-15 человек, желающих сдавать ОГЭ по биологии, и мы начинаем подготовку по трём курсам: ботаника, зоология, анатомия.
Кто идёт в 10 класс, те возвращаются ко мне уже на профильную биологию. В старшей школе мы изучаем углублённый уровень, знакомимся с вузовской программой, решаем задания из ЕГЭ по каждой теме. Поэтому мало, кто ходит к репетиторам или занимается в онлайн-школах.
– Какой совет Вы, как педагог-наставник, можете дать старшеклассникам?
– Прежде всего важна самостоятельная работа. Толку никакого не будет, если рядом с незамотивированным учеником сядет учитель и станет разжевывать элементарную информацию. Необходима индивидуальная работа: читайте, решайте задания, слушайте лекции, ошибайтесь. Когда вы начинаете погружаться в тему, у вас возникает много вопросов, и именно в этот момент происходит рост. Если привыкнуть к формату индивидуальной работы ещё со школы, в вузе будет куда проще учиться.
– Есть ли различия между московским и провинциальным школьным образованием?
– Да. Мой внук учится в Москве, поэтому могу сказать: там учитель – это урокодатель – он отвёл урок, а дальнейшее усваивание материала ложится на плечи самого ученика. Мы же стараемся объяснять информацию вплоть до малейших подробностей, буквально «разжёвываем», чтобы убедиться, что ученик понял. Поэтому, когда наши выпускники поступают в столичные вузы, они учатся достойно.
Помимо донесения материала, мы их учим методикам той или иной работы. В Москве же повальное количество выпускников прибегают к услугам репетиторов и онлайн-школ, у нас – куда меньше.
Если сравнивать уровень результатов ЕГЭ, у нас он выше, чем в Центральной России. Как отмечают председатели региональной комиссии по проверке ЕГЭ, задания для Урала – и Пермского края в частности – сложнее, чем в Москве и Центральной России.
– Как Вы, как учитель, относитесь к системе ЕГЭ?
– ЕГЭ – это натаскивание, что является огромным минусом. Если говорить конкретно про биологию, то многие задания в экзамене – практикоориентированные. Поэтому мы должны научить ребят выстраивать логические цепочки и связи. А логическое мышление у детей сейчас хромает во многом из-за гаджетов: «Я сейчас просто погуглю и найду ответ», а подумать – уже тяжело. А задания становятся все более развернутыми, нужно рассуждать, применять законы физики, химии, математики.
– Мы уже поговорили о различиях между учителями. А есть ли разница между ребятами из провинциальных и более крупных городов?
– Дети центральных городов более раскрепощённые, открытые, смелые, развитые в культурном отношении. Они не боятся рассуждать, высказывать свои мысли. В силу другого менталитета наши дети более замкнутые, иногда стесняются, боятся сказать «не то» – вдруг неправильно!
Если сравнивать ребят из Березников и Перми, тоже будут различия. Пермь – это областной город, поэтому разница в поведении все равно будет. Также и по студентам видно: в Перми они жили до поступления или в крае. Ребята из провинциальных городов и посёлков будут выделяться: они скромные, молчаливые, трудяги. Они становятся более открытыми в процессе обучения, приобщаясь к студенческой жизни.
В 2013 году Надежда Яковлевна стала лауреатом Всероссийского конкурса учителей физики, математики, химии и биологии, организованным благотворительным фондом «Династия». Она одержала победу в номинации «Наставник будущих ученых» и была награждена медалью.
– На злобу дня: как Вы относитесь к искусственному интеллекту и нейросетям?
– Хорошо! Знаете, как это классно, и сколько у него возможностей? Например, нужно составить какую-нибудь сказку – обратилась к нейросети прямо на уроке, тут же все готово: и так по любой теме и к любому уроку. Можно сделать видео, поработать с текстом – много возможностей. В скором времени, кстати, искусственный интеллект будет полностью проверять ЕГЭ по биологии.
Это – одна из технологий, которая сейчас входит в нашу жизнь. Раньше мы с сомнением относились к информатизации, сейчас же мы используем только электронные базы данных. Нейросеть – просто одно из таких новых веяний, но это не значит, что нужно прибегать к её использованию постоянно. Можно сказать, это облегчает работу, однако нельзя доверять им на все 100 % – иногда они совершают ошибки. Поэтому материал от нейросети нужно контролировать и перепроверять.
– Насколько сегодняшняя система школьного образования готова поддерживать интерес школьников к медицинским профессиям?
– Безусловно, готова. Мало того, что 10-11-е классы теперь – это профильное обучение, также недавно у нас открылся школьный технопарк. В крае таких пока только два: в Чусовом и в Березниках. У нас есть 15 лабораторий по физиологии человека, где дети получают такие навыки, как измерение артериального давления, определение содержания кислорода в крови, проведение ЭКГ. У нас есть приборы и программное обеспечение, благодаря которым уже в школе они получают базовые навыки медицинских работников.
То есть сейчас школьное образование помогает при поступлении в медицинский вуз, особенно благодаря внедрению медпрофилей и проведению мастер-классов.
Важно, что на Всероссийском съезде учителей биологии затрагивался вопрос профилизации, начиная уже с 7-го класса, а не с 10-го, как сейчас. Раннее разделение на профили и проведение профпроб очень помогут ребёнку при выборе будущей профессии.
Участие в мастер-классах и профориентационных проектах рождает в ребятах интерес к медицинским специальностям, избавляет от тревожности перед поступлением, помогает им стать смелее и свободнее.
Путь к профессии врача требует не только высоких баллов ЕГЭ, но и осознанного выбора, самостоятельности и поддержки наставников. Как показывает многолетний педагогический опыт Надежды Яковлевны Матлиной, ключевую роль в профессиональном самоопределении играет школа: системная подготовка со средних классов, участие в олимпиадах и практико-ориентированных проектах помогает ученикам успешно поступать в медицинские вузы и колледжи.
При выборе профессии стоит помнить: медицина – это не только престиж и стабильность, но и призвание, требующее полной самоотдачи.
Текст подготовила: Софья Авдонина