Ирина Анатольевна Нечаева,
заведующий отделением организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, директор Ассоциации «Врачи перемен»
ШКОЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ – СТЕЙКХОЛДЕРЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ
На сегодня более 15 министерств и ведомств занимаются проблемой здоровьясбережения. Ключевая проблема здесь – слабое взаимодействие между собой и между семьей, образованием, здравоохранением. О роли школьной медицины в сформировании здоровья подрастающего поколения рассказала Ирина Анатольевна Нечаева – заведующий отделением организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, директор Ассоциации «Врачи перемен».

Целью работы профилактического отделения, в первую очередь, является организация профилактической работы – вакцинопрофилактика, иммунодиагностика туберкулеза, организация профилактических медицинских осмотров, оказание неотложной медицинской помощи. Также важно проводить противоэпидемические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей в образовательных учреждениях.


Какие проблемы беспокоят сегодня педиатрическое сообщество? В состоянии здоровья школьников отмечаются устойчивые негативные тенденции: рост числа функциональных отклонений и хронических заболеваний. Кроме того, российские школьники имеют худшие показатели здоровья, чем большинство сверстников из зарубежных стран. Это здоровье во многом обусловлено семейным и школьным окружением, именно эти факторы наиболее управляемы в отношении каждого ребёнка. Высоко распространены поведенческие и социальные отклонения. Новой угрозой здоровью детей и подростков стало растущее бремя ожирения и других неинфекционных заболеваний.


У школьной отрасли тоже есть свои проблемы: это и недостаточность медицинских кадров, и отсутствие финансирования проектов, связанных со школьной медициной, и недостаточная профессиональная подготовка уже работающих сотрудников, и отсутствие цифровой системы передачи данных после проведенного проф.осмотра по месту прикрепления МО, и отсутствие профессиональной удовлетворенности самих медицинских работников, и многие другие.


Основой профилактической медицины выступает донозологический скрининг – выявление изменений в организме, пока они ещё не оформлены в диагноз. Такой подход к оценке здоровья основным критерием считает не наличие или отсутствие заболеваний, а уровень адаптационных возможностей организма. Заключение, которое получает обследуемый, тесно связано с понятием стресса и гомеостаза.


Технология донозологической диагностики основана на изучении сердечнососудистой системы и основных обменно-энергетических показателей (роста, массы тела, дыхания). Она реализуется в виде автоматизированных систем – специальных аппаратно-программных комплексов (АПК). Однако когда мы говорим об обследовании здоровья, важно понимать, какие именно показатели изучаются у детей.

В перечень входит:

  • Тестирование на выявление эмоционально-характерологических особенностей личности;
  • Тестирование по выявлению тревоги и депрессии;
  • Тестирование по выявлению маркеров тревожности;
  • Проверка остроты зрения;
  • Антропометрия (измерение массы тела, длины тела, окружности головы и груди, динамометрия, калиперометрия – измерение подкожно-жирового слоя в области трицепса и подлопаточной области);
  • Измерение артериального давления с помощью тонометра;
  • Тестирование на выявление факторов риска развития никотиновой или алкогольной зависимости;
  • Кардиоинтервалография (метод регистрации синусового сердечного ритма с последующим математическим анализом его структуры для выявления адаптационного потенциала организма или уровня стресса).

Такое обследование позволяет оценить факторы риска школьной среды для их устранения, выявить региональные показатели здоровья школьников, индивидуально оценить уровень здоровья конкретного школьника, выделить школьников со сниженной адаптацией и преморбидным состоянием (предшествующим болезни).