к.м.н., доцент кафедры пропедетики детских болезней ПГМУ, педиатр, председатель правления Ассоциации «Врачи перемен»
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В МЕДИЦИНЕ
В такой ситуации создание эффективной модели профориентации школьников является приоритетом конкретного муниципалитета, больницы или образовательной организации. В этой статье приводится опыт локальной модели профориентации, разработанной с учетом социального багажа территории. Он складывается из числа детей, проживающих здесь, особенностей функционирования школ, наличия или отсутствия крупных больниц, медицинских колледжей. Совокупность перечисленных условий определяет возможные формы работы с детьми, их обоснованность и прогнозируемый эффект.
Одним из эффективных инструментов профориентации является выстраивание сотрудничества, основанного на направленной мотивации обучающихся и культуре соучастия взрослых, привлекаемых к проекту. При проектировании учитывается интерес каждого участника проекта, что побуждает его действовать творчески, с максимальной отдачей. Культура соучастия формируется по понятному для всех мотиву – созданию в родном посёлке или городе эффективно функционирующей модели здравоохранения, с влюблёнными в своё дело медиками и как следствие качественной и доступной медицинской помощи в месте проживания конкретной семьи и человека.
В 2024/2025 учебном году в Чердынском, Соликамском и Березниковском муниципалитетах Пермского края стартовал проект «Школа молодого ученого», разработанный с учетом выше озвученных подходов специалистами Ассоциации «Врачи перемен». Дорожная карта проекта включала мероприятия, которые проводились на базе местных организаций с привлечением специалистов, партнёров и наставников данной территории. В проекте приняли участие 41 обучающийся из Чердыни, Ныроба, Березников.
Основной целью проекта стало знакомство школьников с материально-технической базой родной территории и ориентация на специальности, которых особенно не хватает в месте их проживания. Для школьников нагрузка, связанная с проектом, не представлялась затруднительной, так как предполагала одно мероприятие в неделю с сентября 2024 года по апрель 2025 года. Каждый из школьников выбирал для себя роль исследователя или проектанта. Исследователи выполняли исследовательские работы под руководством врача-наставника, а проектанты – просветительские медицинские акции под руководством учителя.
Стартовал проект с игры «Медицинская карусель профессий», на которой школьники познакомились с каждой организацией-партнёром. После прохождения интенсива «Кто ты – проектант или исследователь?» обучающиеся были поделены на две группы. Исследователи продолжили проходить программу в форме онлайн-занятий. Проектанты разрабатывали акции по здоровьесбережанию для сверстников в школах. Ежемесячно школьники участвовали в выездных мероприятиях, посещая экскурсии и профпробы.
Каждая школа-участница разработала профориентационное мероприятие. Так, в ныробской школе прошел мастер-класс по работе с микроскопами, а в березниковской школе № 2 – лабораторные работы по определению функциональной выносливости организма.
В марте 2025 года планируется проведение Большого фестиваля медицинских проектов и науки, где школьники – проектанты и исследователи – представят итог своей полугодовой работы. Исследователи доложат такие работы как «Качество сна и успеваемость старшеклассников», «Стрии у подростков», «ИМТ березниковских школьниц и их представление о красоте», «Репродуктивные установки старшеклассников Ныроба» и другие.
Проектанты презентуют акции по здоровьесбережению, которые они организовали в своих школах. Благодаря проекту будет выполнено 13 учебно-исследовательских работ, которые будут направлены на школьные медицинские конференции регионального и всероссийского уровня и созданы 27 акций различной тематики, популяризующие здоровый образ жизни среди школьников Березников, Соликамска, Чердыни, Ныроба.
В апреле 2025 года пройдут профпробы по направлениям: стоматология, терапия, сестринское дело, акушерство, школьная медицина, хирургия, травматология, педиатрия.
Последние две недели проекта будут посвящены возможностям получения высшего медицинского образования в Перми и средне-профессионального образования в Соликамске и Березниках.
Таким образом, проект способствовал созданию в северных территориях Пермского края сообщества врачей, педагогов, родителей, преподавателей колледжа и вуза. К сотрудничеству с детьми было привлечено 22 врача, 13 средних медработников, 6 сотрудников управлений образования, 19 учителей и директоров школ, 11 преподавателей медицинских колледжей и 3 преподавателя и 7 студентов-педиатров ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера.
Проект сплотил детей и взрослых, сформировал у школьников представления о здравоохранении родной территории и способствовал профилактике профессионального выгорания у медработников-наставников. Проект является результатом социального проектирования и локальной модели реализации. Он расширяет возможности медицинской профориентации, поскольку позволяет вовлечь в него школьников из отдаленных школ, где нет возможности создать медицинские классы из-за малого числа обучающихся.
Проект может быть тиражирован во всех муниципалитетах Пермского края, а его итогом станет изучение социального паспорта здоровья школьников детьми-исследователями, проведение масштабных просветительских медицинских акций детьми-проектантами и развитие наставничества среди врачей и средних медработников муниципалитетов.