Среди подростков можно выделить несколько категорий детей, которые находятся в группе риска:
•Страдающие психическими заболеваниями
•Находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники)
•Испытывающие серьезные проблемы в учебе
•Не имеющие друзей, устойчивых интересов, хобби
•Переживающие разрыв отношений, утрату привязанности
•Имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой)
•Употребляющие алкоголь, психоактивные вещества.
Депрессивное состояние может стать одним из факторов суицида. При этом важно отметить, что о депрессии можно говорить, если симптомы продолжаются не менее двух недель. Выделяют основные симптомы: депрессивное настроение ежедневно и не зависит от ситуации; отчетливое снижение интереса или удовольствия от деятельности; снижение энергии и повышенная утомляемость. К дополнительным симптомам депрессии относятся: снижение уверенности и самооценки, чрезмерное и неадекватное самоосуждение и самообвинение, мысли о смерти, самоубийстве, суицидальные попытки; снижение концентрации внимания, памяти, чрезмерная нерешительность; ажитация или заторможенность; нарушения сна любого типа; изменение аппетита с изменением веса тела; соматизированные, алгические синдромы.
У подростков депрессия имеет некоторые особенности:
•повышенная утомляемость, жалобы на постоянную усталость
•вялость, апатия
•рассеянность
•пропуск занятий, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости
•нарушение сна, бессонница
•нарушение аппетита, пищевого поведения
•любые внезапные изменения поведения, образа жизни, интересов, круга общения, мировоззрения, внешнего вида
•употребление алкоголя, ПАВ, наркотиков
•негативизм, оппозиция
•чрезмерное увлечение компьютерными играми и социальными сетями.
Важно отметить, что для подростков также свойственны так называемые маски депрессии. Среди них выделяют поведенческие, соматические.
Поведенческие маски:
•угрюмость, раздражительность, злобность
•негативизм, реакции протеста преимущественно в рамках семьи
•пропуски школы, девиантное поведение
•расторможенность влечений, злоупотребление алкоголем, ПАВ, промискуитет
•сочетание агрессивного отношения к близким с явлениями аутоагрессии.
Соматические маски:
•панические атаки
•нарушения сна: бессонница или гиперсомния (сон свыше 8–10 часов, который не приносит пациенту бодрости), ночные кошмары
•слабость, головокружение, кардионевроз, расстройства желудочно-кишечного тракта, «нервная» сыпь (без явного влияния аллергенов), аменорея, колебания АД, тахикардия
•нарушения пищевого поведения: анорексия, булимия, компульсивное переедание; возможна избирательность в еде, злоупотребление сладким
•«болевая» маска: головные боли, сердечные, боль в лице, шее, спине, руках.
Суицидальное поведение подростков также подлежит классификации. Истинное суицидальное поведение проявляется преднамеренными действиями, направленными на лишение себя жизни. Подросток переживает психотравму, депрессию, чувство безнадежности, утрату смысла жизни. Как правило, такие подростки часто заканчивают жизнь самоубийством. Перед этим им свойственно раздавать вещи, писать предсмертные записки. Аффективное поведение, приводящее к самоубийству связано с взрывом эмоций. Такие суициды часто совершаются в присутствии людей; действий, чтобы обезопасить суицидальную попытку не предпринимается. Демонстративное поведение - способ привлечь к себе внимание близких, специфический способ коммуникации, когда кажется, что других способов получить желаемое нет, «чтобы услышали и помогли». Способы нелетальные, действия просчитываются, совершают либо на глазах близких, либо о ней обязательно сообщают. Скрытое суицидальное поведение – это рискованное поведение, без четких суицидальных мотивов (злоупотребление алкоголем, активное курение, прием наркотиков, занятия экстремальными видами спорта).
Суицидологи выделяют две группы сигналов, зная о которых, родители или специалисты могут выявить риск суицида у ребенка.
Вербальные или словесные сигналы тревоги включают:
•фразы, в которых проскальзывает нежелание жить: «скоро все закончится», «я больше не буду никому обузой», «тебе больше не придется обо мне волноваться».
•комментарии негативного характера о себе: «я ничтожество», «моя жизнь не имеет смысла», «вам было бы лучше без меня».
•комментарии негативного характера о своем будущем: «у меня нет будущего», «ситуация никогда не станет лучше».
•неожиданные вербальные или письменные прощания: «хочу, чтобы ты знал, что все это время ты мне очень сильно помогал».
Невербальные сигналы тревоги включают:
•резкая смена поведения.
•потеря интереса к школьным занятиям.
•пассивное поведение в классе, апатия, грусть.
•отчуждение, замкнутость, отделенность от других.
•несвойственное раннее употребление алкоголя и наркотиков.
•снижение успеваемости, снижение мотивации, необоснованные пропуски занятий, неадекватное поведение на уроке.
•раздаривание любимых и ценных личных вещей.
•неожиданные прощания.
•закрытие аккаунтов в социальных сетях.
•доделывание «висящих» дел.
Наравне с суицидальными факторами существуют и так называемые антисуицидальные факторы, которые могут предотвратить суицид:
•эмоциональная привязанность к значимым близким;
•поддержка семьи и друзей;
•выраженное чувство долга, обязательности к собственным детям, близким, профессиональный долг;
•боязнь причинить себе физическое страдание;
•нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти;
•представление о позорности и греховности суицида;
•наличие разнообразных жизненных, творческих, деловых, семейных, профессиональных и других планов;
•опыт совладания с проблемами;
•доступность услуг по охране психического здоровья, своевременное и комплексное лечение психических расстройств.
Профилактика суицида состоит из трех этапов: первичной, вторичной и третичной. Досуицидальный этап (первичная профилактика) включает следующие мероприятия:
•государственная программа повышения толерантности и дестигматизации душевнобольных и психиатрической помощи;
•массивная «атака» в интернет и в СМИ антисуицидальной направленности;
•тотальное просвещение в сфере ментального здоровья;
•профилактическое психологическое семейное консультирование;
•повышение квалификации педагогов, школьных психологов, специалистов КДН и ЗП в области «допсихиатрической» диагностики;
•формирование «суицидальной настороженности» у специалистов, работающих с детьми и подростками.
Вторичная профилактика связана с выявлением подростков, имеющих риск совершить самоубийство. К мероприятиям этого этапа относятся:
•выявление суицидального риска
•кризисные консультации по телефону и онлайн
•помощь психолога и врача-психиатра
•консультация врача-психиатра в лечебных учреждениях при поступлении ребенка в связи с суицидальной попыткой
•плановая и экстренная госпитализация в психиатрический стационар при угрозе жизни
•обязательное участие родителей в программе лечения ребенка.
Третичная профилактика касается подростков, совершивших неудачную попытку суицида. Такая профилактика направлена на предотвращение осложнений и ухудшения течения основного заболевания. Подросткам необходима комплексная специализированная помощь в условиях психиатрического стационара с обязательным участием родителей в программе лечения и реабилитации. После выписки они нуждаются в активном наблюдении врача в условиях дневного стационара, медико-реабилитационного отделения и амбулаторного звена. При угрозе повторного риска ребенок должен иметь возможность получать очное или телефонное сопровождение.