Никита Александрович Бутаков,
ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Интересно, а сколько в вашем классе хулиганов? Один, два, а, может быть, несколько? Такие беспокойные, непослушные, порой грубые и драчливые – постоянное внимание одноклассников, учителей и родителей им точно обеспечено! Но что делать, когда такое поведение оказывается не просто безобидным баловством? О возможных мотивах проявления у ребёнка признаков девиантности и что в таком случае следует делать школе рассказал ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края Никита Александрович Бутаков.

Говоря простым языком, девиантное поведение – это некий ошибочный шаблон решения конфликтов, направленный против общества. А девиантом называют человека, в нашем случае – ребёнка или подростка, демонстрирующего черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающегося в помощи специалистов: учителей, психологов, социальных работников и даже правоохранительных органов.


«Существует два механизма работы с данной категорией несовершеннолетних, – объясняет Никита Александрович. – Но для начала, школе необходимо оценить причины такого поведения. Как правило, их тоже две: это либо поведенческие факторы (условия окружающей среды), либо психофизиологические (индивидуальные особенности ребёнка)», – уточняет он.


Рассмотрим первый фактор. Когда подросток попадает в плохую компанию – это сигнал, что у него происходит что-то сложное внутри. Подросток находит поддержку среди таких же ребят, как он, где приветствуется нежелание учиться, агрессивное поведение, алкоголь, мелкое воровство и другие проявления девиантности.


Но, чаще всего, корни этого вовсе не в плохой компании, а в семье или школе. Хорошо бы проанализировать эти сферы жизни ребёнка. Что происходит у него дома? К примеру, если в семье постоянные ссоры и ругань, грубое отношение друг к другу, курят или употребляют алкоголь, то подросток не будет видеть в этом ничего аморального. А если ещё и в школе плохие отношения с учителями и одноклассниками, то вариант плохой компании окажется для него самым настоящим бегством от школьных проблем.


Работа с подростком в этом случае будет строиться через организацию индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики. А со стороны школы будет необходимо организовать работу по предупреждению такого поведения, нередко реализуются меры дисциплинарного взыскания – замечания, выговор, отчисление. Если работа не приносит результатов и поведение ребёнка не меняется – тогда решается вопрос о создании для подростка так называемого специального педагогического подхода. Для этого создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.


«В учреждение открытого типа принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода, на основании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также с согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет. При усугублении ситуации по решению суда ребёнок может быть помещён в учреждение закрытого типа», – поясняет Никита Александрович.


Если же мы говорим о втором факторе девиантного поведения –психофизиологических особенностей ребёнка, то необходимо двигаться в сторону смены образовательного маршрута ребёнка и определения для него иных условий обучения – это коррекционные школы, классы, интернаты для детей с ОВЗ.


Никак не реагировать на отклоняющееся поведение у ребёнка или подростка непозволительно. Оно может нести угрозу семье, школе, соседям и просто прохожим на улице!


Текст подготовила: Анджела Гафурова