Такие диалоги нередки между детским врачом и родителями пациентов. При этом дети часто осматриваются «дежурно», родители не получают удовлетворения от качества медицинской помощи. Теряется принцип «участковости», присущий исключительно российской модели детского здравоохранения. Принцип, который означает, что педиатр, сопровождая ребенка с рождения и до совершеннолетия, все знает о его семье, максимально погружен в ситуацию. Этот принцип предполагает не только глубокого осмысления врачом всего, с чем приходит на прием семья, но и сопровождение, выстроенное с учетом социальных факторов, оказывающих влияние на качество жизни пациента, возможности и ограничения в лечении, профилактики и реабилитации.
Сегодня, как никогда важно, чтобы педиатр строил на своем рабочем месте, будь то стационар, поликлиника или частное учреждение здравоохранения, помогающую модель оказания медицинской помощи ребенку.
«Важно понимать, что педиатрия как никакая другая медицинская специальность отличается комплексным подходом и направлена на решение не сугубо клинических, но и медико-социальных проблем охраны, сохранения и укрепления здоровья детей», - говорит В.Ю. Альбицкий, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, лауреат премии Правительства РФ, главный научный сотрудник отдела социальной педиатрии и организации мультидисциплинарного сопровождения детей НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН Министерства науки и высшего образования РФ.
Социальная педиатрия изучает здоровье конкретного ребенка и различных контингентов детей на групповом и популяционном уровне в связи с условиями окружающей среды, исследует влияние социальных детерминант на предупреждение, возникновение и течение заболеваний в детском возрасте.
Сегодня ребенок любого возраста имеет влияние ряда факторов на здоровье, которые обусловлены современными особенностями развития общества и технологий. К ним можно отнести: изменения в процессах физического и психофизиологического развития детей и подростков, гиперинформатизация жизнедеятельности, сниженную двигательную активность, нездоровое питание с преобладанием фастфуда, раннюю трудовую активность подростков, поведение, опасное в отношении своего здоровья, отставание системы медобеспечения в регионах.
Поэтому педиатру и другим «узким» специалистам системы здравоохранения для квалифицированного оказания помощи детям крайне важно иметь не только знания теоретические и умело использовать врачебные навыки, но и понимать психологию ребенка и его родителей, представлять проблемы охраны здоровья детей и материнства.
В медицинских вузах необходимо введение курса по социальной педиатрии. В настоящее время сведения из этой области знаний представлены разрозненно на разных кафедрах, не систематизированы, нет учебной и методической литературы. В циклы подготовки и переподготовки практикующих врачей необходимо вводить модули по социальной педиатрии.