ханова наталья александровна
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Многие врачи сетуют на то, что имеют ограниченное время на осмотр и оказание медицинской помощи пациенту. На приеме родителям нередко приходится видеть только затылок доктора, склонившегося над документацией или устремившегося взглядом в монитор компьютера. Вопросы врач задает, не глядя на пациента, не особо вникает в ситуацию. Важно соблюсти время, отпущенное на осмотр, важно не задерживать очередь, важно успеть все занести в карты и эпикризы. А как же пациент?
- Я отказываюсь от прививки, - говорит мама пациента.
- Хорошо, подпишите отказ, - говорит врач.

- У сына болит голова и он почти не спит, - говорит мама пациента.
- А что вы хотели, такая нагрузка в школе, у Васи ВСД, - говорит врач.

- У дочери по ночам боли в ногах, - говорит мама пациента.
- Так растет она, пройдет это, - говорит врач.

Такие диалоги нередки между детским врачом и родителями пациентов. При этом дети часто осматриваются «дежурно», родители не получают удовлетворения от качества медицинской помощи. Теряется принцип «участковости», присущий исключительно российской модели детского здравоохранения. Принцип, который означает, что педиатр, сопровождая ребенка с рождения и до совершеннолетия, все знает о его семье, максимально погружен в ситуацию. Этот принцип предполагает не только глубокого осмысления врачом всего, с чем приходит на прием семья, но и сопровождение, выстроенное с учетом социальных факторов, оказывающих влияние на качество жизни пациента, возможности и ограничения в лечении, профилактики и реабилитации.


Сегодня, как никогда важно, чтобы педиатр строил на своем рабочем месте, будь то стационар, поликлиника или частное учреждение здравоохранения, помогающую модель оказания медицинской помощи ребенку.


«Важно понимать, что педиатрия как никакая другая медицинская специальность отличается комплексным подходом и направлена на решение не сугубо клинических, но и медико-социальных проблем охраны, сохранения и укрепления здоровья детей», - говорит В.Ю. Альбицкий, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, лауреат премии Правительства РФ, главный научный сотрудник отдела социальной педиатрии и организации мультидисциплинарного сопровождения детей НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН Министерства науки и высшего образования РФ.


Он же приводит аргументацию в пользу выделения социальной педиатрии в отдельную дисциплину:
•Охрана здоровья детей в XX в. определена ВОЗ, как приоритетная задача государства и общества;
•Без профессионального знания педиатрии не возможна «педиатрическая» адаптация здравоохранения и медицинского обслуживания
•Социальная педиатрия носит ярко выраженный междисциплинарный характер и никак не укладывается в рамки общественного здоровья и здравоохранения.

Социальная педиатрия изучает здоровье конкретного ребенка и различных контингентов детей на групповом и популяционном уровне в связи с условиями окружающей среды, исследует влияние социальных детерминант на предупреждение, возникновение и течение заболеваний в детском возрасте.


Основные разделы социальной педиатрии включают:
- знания о правах детей;
- тенденции здоровья детей;
- влияние биологических, социальных факторов на здоровье детей,
- медицинскую грамотность родителей и немедицинских специалистов;
- профилактику в семьях высокого риска;
- мониторинг в детских коллективах;
- профилактику в семьях высокого риска;
- межсекторальное сотрудничество;
- помощь детям в трудных ситуациях;
- воздействие на органы власти;
- клинико-социальные основы реабилитации.

Сегодня ребенок любого возраста имеет влияние ряда факторов на здоровье, которые обусловлены современными особенностями развития общества и технологий. К ним можно отнести: изменения в процессах физического и психофизиологического развития детей и подростков, гиперинформатизация жизнедеятельности, сниженную двигательную активность, нездоровое питание с преобладанием фастфуда, раннюю трудовую активность подростков, поведение, опасное в отношении своего здоровья, отставание системы медобеспечения в регионах.


Поэтому педиатру и другим «узким» специалистам системы здравоохранения для квалифицированного оказания помощи детям крайне важно иметь не только знания теоретические и умело использовать врачебные навыки, но и понимать психологию ребенка и его родителей, представлять проблемы охраны здоровья детей и материнства.


В медицинских вузах необходимо введение курса по социальной педиатрии. В настоящее время сведения из этой области знаний представлены разрозненно на разных кафедрах, не систематизированы, нет учебной и методической литературы. В циклы подготовки и переподготовки практикующих врачей необходимо вводить модули по социальной педиатрии.