Наталья Александровна Ханова,
кандидат медицинских наук, педиатр, неонатолог, доцент кафедры пропедевтики детских болезней ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера
СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПЕДИАТРИИ
Основы социальной педиатрии были заложены В.Ю. Альбицким – доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом Российской Федерации. Он говорил о том, что педиатрия, как никакая другая медицинская специальность, должна быть направлена не только на решение сугубо клинических вопросов, но и на медико-социальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

На сегодняшний день существует достаточно много ятрогенных (т.е. связанных с медицинской помощью) состояний, требующих от педиатра высоких социальных компетенций. Например, госпитализм – совокупность нарушений, когда под влиянием эмоционально бедной больничной среды, разлуки с близкими, у ребёнка происходит «откат назад» в физическом или психологическом развитии.


Современная медицина, шагнувшая далеко вперёд благодаря развитию науки и технологий, ставит перед врачами непростые этические вопросы: как оказывать помощь детям, страдающим болезнями, при которых почти неизбежен летальный исход? Стоит ли проводить интенсивную терапию у детей с высочайшим риском развития физических и умственных недостатков?


А каковы должны быть действия педиатра при подозрении на то, что ребёнок подвергается жестокому обращению дома? Да, многие не хотят вмешиваться в чужие дела, но врач обязан обратиться за помощью к социальным работникам, в органы опеки, уведомив родителей ребёнка и руководство медицинского учреждения. Ведь ценой замалчивания проблемы может быть безопасность и благополучия маленького пациента.

На самом деле, многие проблемы может предотвратить внимательное, грамотное, социально компетентное отношение со стороны врача.


Например, бабушка-опекун, страдающая тяжёлой формой сахарного диабета, планирует отдать в детский дом девочку 1 мес. Семья находится в тяжёлом социальном положении (мать лишена родительских прав). У девочки диагностирована гастроинтестинальная форма пищевой аллергии. Врачом проведено обследование и коррекция питания, исключены иные патологии, оказана поддержка с приобретением дорогостоящего питания. Через три месяца ребёнок прибавил в массе, состояние значительно улучшилось. Врач постоянно на связи с бабушкой. Передачу девочки в детский дом удалось предотвратить.


Или обратная ситуация: врач пропустил проявления тяжёлой депрессии у пациента, не обратил внимание на ситуацию в семье (развод родителей, отец запрещал сыну видится с матерью), не направил вовремя на консультацию к психотерапевту. В результате ребёнок совершил суицид.


В медицинских вузах нет курса социальной педиатрии. Сведения представлены разрозненно, не систематизированы, нет учебной и методической литературы. Поэтому данное направление сегодня только предстоит развивать. Ведь профессиональный долг врача – не только лечение болезней, а повышение благополучия и качества жизни людей.


Текст подготовила: Мария Шимова